Наверх

Сочетание цветов

     Решила начать с теории сочетания цветов. Ведь в любом творческом процессе удачно подобранные оттенки — залог успешного результата. Надеюсь, что изложенные ниже «простые истины» будут способствовать тебе в работе. Итак, смешаем краски!
  
     Стоит ли говорить тебе о невероятной важности цвета в нашей жизни, когда он везде и повсюду окружает нас. Природа подарила нам бесконечную палитру оттенков, но человек —  существо умное, а значит нужно все свести в рамки какого-нибудь закона. Сказано —  сделано.

Рис. 1
     Наглядная практика художников показала, что различные цвета и оттенки можно получить, смешав определенное количество красок. Подхватив эту тенденцию, ученые, в конце концов, определили три цвета, которые нельзя поделить на составляющие — это красный, желтый и синий, и они задают тон всему, что дано увидеть человеческому глазу. Эта группа цветов получила название первичной (на рис.1 обозначены самыми крупными по размеру кружками). А дальше, если смешать между собой по два цвета из первичной группы, получим вторичную группу цветов, которые уже являются составными (на рис. 1 обозначены средними по размеру кружками) — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Если смешать каждый цвет из первичной группы с соседними цветами из вторичной, получим шесть третичных цвета (на рис.1 обозначены маленькими по размеру кружочками).
Рис. 2
     Существует еще одна уникальная группа цветов — это так называемые ахроматические цвета. Наиболее ярким в данной группе является белый цвет, а наиболее темным — черный, серый — промежуточный. При добавлении этих цветов в остальные цвета спектра можно варьировать яркостью и насыщенностью оттенка. Так на рис. 2 видно, что при смешивании с белым (большое кольцо) цвет становиться светлее и стремиться к белому (кстати, эти цвета еще называют пастельными), при смешивании с серым (среднее кольцо) цвет становиться насыщеннее и стремиться к серому, а при смешивании с черным (маленькое кольцо) цвет становиться ярче, и стремится к черному.
     Помимо всех этих групп цвета делятся на теплые и холодные оттенки. Теплыми цветами считаются красный, оранжевый, желтый и все другие цвета, в которых они преобладают. Холодные цвета — синий, голубой, группы сине-фиолетовых и сине-зеленых оттенков.
     Конечно, все эти вещи известны нам еще с детского сада, тем не менее, написанное выше позволяет развивать тему дальше, избегая какого-либо недопонимания.
     Разобравшись, где какие цвета, приступим к самой интересной части моей статьи — гармония цвета.
     Если твое занятие каким-нибудь образом связано с выбором цвета (ты — дизайнер одежды или интерьера, флорист или художник), то ты поддержишь меня в высказывании, что процесс подбора оттенков самый субъективный в своем роде. Люди по-разному воспринимают цвета, а есть, которые вообще не воспринимают их. Кто-то с детства метко сочетает оттенки в своих рисунках, позже подбирает одежду, красит стены в прихожей, для некоторых это делать сложнее. В любом случае хочу познакомить тебя со схемами выбора и сочетания цветов. Это не каноны, я — за эксперименты и нестандартные решения, но в моменты «творческого упадка» такие знания вполне могут стать отправной точкой.
     Итак, чтоб создать цветовую гармонию, нам понадобиться цветовой круг и следующие схемы:

1. Триадная схема. Суть способа заключается в том, что в цветовое колесо вписывается треугольник с одинаковыми сторонами, те три цвета, что припадают на вершины треугольника, имеют гармоничную и контрастную комбинацию. К примеру, у тебя есть один предпочитаемый цвет и ты хочешь добавить красок, тогда вершину треугольника выставляешь на выбранный оттенок, а остальные две вершины подскажут какие оттенки подойдут для сочетания.

2. Комплементарные цвета. Комплементарные цвета — это дополняющие друг друга цвета. Поместив их вместе, они смотрятся значительно живее и ярче. С помощью цветового колеса определить такие цвета очень легко. По сути, они расположены друг напротив друга, то есть нужно провести прямой отрезок через выбранный цвет и центр колеса, и второй конец отрезка укажет на дополняющий цвет.


3. Расщепленный комплемент. Для компоновки цветов по этой схеме выбираем тон на одной стороне цветового колеса и сочетаем его с двумя тонами, которые находятся по обе стороны от комплементарного (дополнительного) цвета. Эти два тона менее контрастны, чем прямой дополнительный цвет, и добавляют интерес и разнообразие выбранному тону.

4. Двойной комплемент. Более сложная комбинация из двух пар комплементарных цветов. Контраст между дополнительными цветами создает сильный и смелый эффект. Эта схема работает на сочетании теплых и холодных тонов, что вызывает эмоциональное возбуждение и увеличивает визуальную глубину.


5. Альтернативный комплемент. Схема заключается в комбинировании цветов триады, то есть трех контрастных цветов, что лежат в вершинах равностороннего треугольника, с одним цветом, комплементарным (дополняющим) одному из цветов триады.


6. Тетрадная схема. Схема подразумевает выбор четырех контрастных оттенков, расположенных друг напротив друга. Получается, что один цвет будет первичным (красный, желтый или синий), напротив него — вторичный, а перпендикулярно этим двум цветам идут, расположенные друг напротив друга, два третичных цвета.


7. Монохроматическая схема. Подразумевается сочетание всех монохроматических цветов, то есть сочетание всех оттенков одного цвета. Из-за использования цветов узкого диапазона, вариации из них получаются спокойными, аккуратными и элегантными. В подобных композициях будет уместным ставить акценты на текстурах и формах.
 


8. Сходственная схема. Данная схема еще называется аналогичной и схожа с предыдущей схемой. Аналогичная цветовая гармония достигается с помощью одного цвета в сочетании с одним, двумя, или тремя цветами и их оттенками, которые прилегают к нему на цветовом колесе. Максимально такая схема позволяет сочетать цвета и оттенки, которые попали в диапазон 90 град. клина. Комбинация цветов, выбранная по данной схеме, служит для выражения спокойного настроения. При работе с аналогичными цветовыми гаммами, лучше будет выделить один цвет, как доминирующий.
   
  Первые шесть схем — примеры контрастной гармонии цвета. Она характеризуется совмещением ярких холодных и теплых цветов. Подобные гармонии очень динамичные и живые, но они способны утомлять человека и ухудшать его состояние, поэтому работать с контрастными цветами нужно продумано и осторожно. В интерьере их лучше использовать для столовой и гостиной.
     По двум последним схемам создаются нюансные гармонии цвета. Для нюансной гармонии характерно отсутствие значительного контраста цветов, но какая-то доля его все же присутствует. Тогда с положения выходят, варьируя насыщенностью оттенка. Так для крупных предметов или больших поверхностей используется сдержанные светлые тона, а для мелких поверхностей, аксессуаров — яркие и насыщеннее тона. Нюансная гармония цвета служит для успокаивающей, уютной атмосферы. В интерьере она будет уместна в детской, спальне или кабинете.
     Окружая себя красками, будь-то в интерьере, одежде, любых других предметах, помните, что помимо визуального восприятия цвета, человек воспринимает его и психологически.
 
Красный цвет — это неспокойный цвет, он излучает сильную, но достаточно грубую энергию. Цвет добавляет бодрости, поднимает настроение, возбуждает, но через некоторое время способен угнетать нервную систему, снижать трудоспособность, провоцировать раздражение и ярость. Лучше использовать этот тон умеренно, в небольших деталях.
 
Оранжевый цвет — это цвет-антидепрессант. Способствует высвобождению эмоций, поднимает самооценку, создает праздничную и жизнерадостную атмосферу, учит прощать.
 
Желтый цвет — цвет оптимизма. Теплый, солнечный, свежий он несет положительный заряд эмоций, стимулирует работу нервной системы и зрения, улучшает память, способствует быстрому и правильному принятию решений — не зря его еще ассоциируют с интеллектом.

Зеленый цвет — наиболее  благоприятный для  человека  цвет. Это цвет природы, жизни, гармонии. Он способен успокаивать и расслаблять, настраивать на отдых.
   
Голубой цвет — цвет безопасности, покоя и доверия. Этот цвет успокаивает нервную систему, помогает сосредоточиться, повышает трудоспособность, располагает к креативному мышлению. В интерьере голубой цвет создает ощущение прохлады, глубины и простора.
 
Фиолетовый цвет. Объединив в себе горячий красный и холодный синий цвета, фиолетовый получился очень непростым и противоречивым цветом. Наверное, поэтому он связан с мистицизмом, интуицией, артистизмом. Он настраивает на раздумья, способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. При больших его количествах и насыщенности может даже вызвать состояние депрессии.

Белый цвет — необыкновенный и универсальный. Создает ощущение легкости, воздушности, расширяет пространство. Цвет великолепно сочетается с любым другим цветом, наверное, потому, что в результате совокупности всех оттенков получим именно белый цвет.
      
Черный цвет соотноситься с тишиной,  женской жизненной силой, бесконечностью. Вызывает чувство защищенности, утешение, ощущение тайны. Цвет способен одарить чувством собственного достоинства и власти и вместе с тем, парадоксально, послужить преградой в общении между людьми, принятии решений. В сочетании черного с другими цветами делает их ярче и выразительнее.
 
Серый цвет — это нейтральный и на первый взгляд может показаться неинтересным цвет, но в сочетании с другими цветами получаются очень красивые оттенки. Серый цвет добавляет им элегантности и легкости. На человека действует успокаивающе, способствует сну.
  
Добавлено: 1 Июня, 2012